Новинки

Коллекция Alexis
Поставщик: Вилла Ванилла
Цена: уточняйте у менеджера
Стул Ares
Поставщик: Вилла Ванилла
Цена: 1600 грн




 

Как организовать летнюю площадку заведения ресторанного хозяйства

Как организовать летнюю площадку заведения ресторанного хозяйства


 Организация летних площадок — дело сезонное, но довольно прибыльное. Поэтому субъекты хозяйствования уже сейчас должны начать подготовительные процедуры, предшествующие открытию летних площадок: определиться с земельным участком и его обустройством, получить необходимые разрешения и провести согласования, подобрать персонал. Главное, действовать строго в рамках действующего законодательства

 

 

Тимур Алиев

шеф-редактор журнала «Управленческий учет и бюджетирование»

Специально для журнала «Академия гостеприимства»

 

 

При открытии летней площадки появляется возможность немного отступить от общих правил, изменить традиционный стиль оформления заведения, создать нечто необычное, чтобы удивить постоянных посетителей. На летней террасе с обновленным интерьером многие заведения стараются отойти от традиционного меню, предоставить гостям возможность попробовать оригинальные сезонные блюда и напитки. Таким образом, преимущества открытия летней площадки очевидны: она привлечет в заведение немало гостей и, конечно, принесет субъекту ресторанного хозяйства дополнительную прибыль. Впрочем, следует помнить, что продажа продукции за пределами заведений ресторанного хозяйства осуществляется в специально отведенных для этого местах с разрешения местных органов исполнительной власти, учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы и при условии соблюдения установленных для этой продукции требований законодательства Украины (п. 2.5 Правил работы заведений (предприятий) ресторанного хозяйства, утвержденных приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 24 июля 2002 г. № 219).

 

 

Земельные отношения

 

Никаких дополнительных документов для размещения столиков (обустройства стационарной летней площадки) не нужно, если:

— участок принадлежит заведению на праве собственности или пользования;

— целевое назначение участка согласно документам — осуществление на нем хозяйственной деятельности.

Если заведение имеет на примете место под летнюю площадку, но у него нет ни права пользования, ни права собственности на земельный участок, необходимо получить отдельные документы на отведение земли под такую площадку. Напомним, что по нормам статьи 125 Земельного кодекса Украины от 25 октября 2001 г. № 2768-III право собственности на земельный участок, а также право постоянного пользования и право аренды земельного участка возникают с момента государственной регистрации этих прав.

Обращаем ваше внимание на то, что получение государственной регистрации — довольно сложная процедура, которая может отвлечь значительные ресурсы заведения ресторанного хозяйства (материальные и трудовые). Потому, планируя свою деятельность, нужно тщательнейшим образом проанализировать все обстоятельства и сделать вывод о целесообразности таких расходов.

 

 

Малая архитектурная форма

 

Защитить посетителей от дождя и жарких лучей летнего солнца можно двумя способами: с помощью обычных уличных зонтиков или временных навесов. Основной недостаток зонтика — его ограниченное использование, ведь сильный дождь или резкий ветер вынудит гостей переместиться внутрь помещения или вообще покинуть площадку. К тому же уличные зонтики подходят для демократичных летних кафе или заведений быстрого питания. В солидных ресторанах высокого ценового уровня лучше возвести специальную летнюю открытую террасу по принципу малой архитектурной формы.

 

ДЛЯ СПРАВКИ

 

Малая архитектурная форма — небольшое сооружение для осуществления предпринимательской деятельности торгово-бытового назначения площадью до 30 м2 и высотой до 4 м, выполняемое из облегченных конструкций и устанавливаемое временно без устройства углубленных в грунт фундаментов

 

Из пункта 1.1 Порядка выдачи разрешений

на размещение, строительство, реконструкцию

и функционирование объектов сервиса на землях

дорожного хозяйства и согласий и согласований

на объекты наружной рекламы вдоль автомобильных

дорог общего пользования, утвержденного приказом

Государственной службы автомобильных дорог Украины

от 29 сентября 2005 г. № 414

 

Установление порядка получения разрешения и решение вопросов о размещении малых архитектурных форм для осуществления предпринимательской деятельности относится к компетенции местных советов и их исполнительных органов. Так, в Киеве малая архитектурная форма ограничивается площадью 20 м2 (пп. 1.2.1 Правил застройки г. Киева — приложение к решению Киевского городского совета от 27 января 2005 г. № 11/2587), а в Черновцах — 30 м2 (глава 1 Правил использования и застройки территории города Черновцы, утвержденных решением Черновицкого городского совета от 7 июля 2005 г. № 763).

Также следует учитывать, что согласно пункту 26 Единых правил ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, правил пользования ими и охраны, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 30 марта 1994 г. № 198, для размещения малых архитектурных форм нужно получить разрешения, которые выдаются:

— в границах красных линий городских улиц и дорог — соответствующими исполнительными органами городских советов, а в Киеве и Севастополе — городскими госадминистрациями по согласованию с Госавтоинспекцией, дорожно-эксплуатационными и другими заинтересованными организациями;

— в границах полос отчуждения автомобильных (загородных) дорог — соответствующими дорожно-эксплуатационными организациями по согласованию с Госавтоинспекцией.

 

ДЛЯ СПРАВКИ

 

Красные линии — определенные в градостроительной документации относительно пунктов геодезической сети границы существующих и запроектированных улиц, дорог, площадей, отделяющие территории микрорайонов, кварталов и территории другого назначения

 

Из статьи 1 Закона Украины

«О планировке и застройке территорий»

от 20 апреля 2000 г. № 1699-ІІІ

 

Таким образом, прежде чем обустраивать летнюю площадку, обратитесь за разъяснениями в соответствующий местный орган по поводу необходимости процедуры получения тех или иных разрешений.

 

 

Согласование размещения

 

Летние площадки бывают двух видов:

1) размещенные возле стационарного объекта ресторанного хозяйства и эксплуатируемые по принципу дополнительного увеличения количества посадочных мест без проведения строительных работ;

2) стационарные летние площадки, построенные на свободных земельных участках с выполнением строительных работ и отведением земельного участка.

Организация летних площадок первого вида зачастую не требует дополнительных разрешительных документов, так как они относятся к заведениям ресторанного хозяйства. Разрешение понадобится только в том случае, если летняя площадка так или иначе меняет на время внешний облик прилегающей к заведению территории и препятствует свободному движению пешеходов (оборудуется зонтами, украшается декоративными цветочными и прочими растительными насаждениями либо иными разнообразными элементами, которые не демонтируются на ночное время). За разрешением на организацию такой летней площадки субъект хозяйствования должен обратиться в орган местного самоуправления, который ведает вопросами благоустройства территории города.

Если же планируется открыть летнюю площадку, стоящую отдельно от основного заведения ресторанного хозяйства (возле оживленных магистралей, вокзалов, в местах отдыха граждан), то необходимо согласовать ее расположение с органами местного самоуправления.

Прежде чем начать строительство объекта малой архитектурной формы, следует оформить отведение земли для его размещения, то есть либо купить землю, либо взять ее в аренду, поскольку такой объект будет эксплуатироваться хотя и сезонно, но в течение ряда лет. После оформления документов об отведении земли нужно получить в органах градостроительства и архитектуры разрешение на начало строительных работ, а также проектную документацию, после чего можно начинать строительство стационарной летней площадки. По завершении строительных работ необходимо пройти процедуру оформления и приема в эксплуатацию построенного объекта.

Объект принимается в эксплуатацию с соблюдением определенных законодательных норм государственной технической комиссией, состоящей из представителей заказчика (застройщика), проектной организации (проектировщика), подрядчика (при наличии такового), представителя органа градостроительства и архитектуры, органов санитарно-эпидемиологической службы (СЭС), пожарного надзора, местного самоуправления. Отметим, что если летняя площадка размещается вблизи автомагистралей, к органам разрешительной системы обязательно подключатся Служба автомобильных дорог и ГАИ. В соответствии с Типовым положением об экспертно-техническом центре Госнадзорохрантруда, утвержденным приказом Госнадзорохрантруда от 2 ноября 1998 г. № 213, обязательным также является разрешение на эксплуатацию летней площадки органа Госнадзорохрантруда (после согласования с органами пожарного надзора). Следует иметь в виду, что разрешение органов пожарного надзора выдается бесплатно, но пожарная экспертиза — услуга платная.

Изучив проектную документацию, проверив соответствие построенного объекта проекту и утвержденным техническим условиям, члены технической комиссии подписывают акт о приеме завершенного строительством объекта в эксплуатацию. Члены комиссии не имеют права во время приема объекта предъявлять дополнительные требования, кроме предусмотренных техническими условиями и проектной документацией.

Если комиссия приходит к выводу, что по данному объекту не завершено строительство в объеме, предусмотренном проектом, либо объект не подготовлен к эксплуатации, она оформляет отказ от ввода такого объекта в эксплуатацию. Без получения заключения комиссии о вводе объекта в эксплуатацию и утверждения его горисполкомом (райисполкомом) нельзя оформлять другие разрешительные документы.

 

 

Разрешение СЭС

 

Чтобы получить разрешение СЭС, необходимо прежде всего позаботиться о соблюдении санитарных норм, установленных разделами 2 и 3 Санитарных правил для работы предприятий общественного питания, включая кондитерские цеха и предприятия, вырабатывающие мягкое мороженое, утвержденных Министерством здравоохранения СССР и Министерством торговли СССР 19 марта 1991 г. (далее — Санитарные правила), которые касаются обеспечения летней площадки водоснабжением, канализацией и устройства мусоросборника, а также внешнего вида летней площадки.

Как следует из Санитарных правил, мусоросборник может быть установлен исключительно на асфальте либо на площадке из цемента или кирпича. Водоснабжение обеспечивается путем присоединения к местной сети водопровода или при помощи устройства артезианской скважины, шахтного колодца с обязательным проведением внутреннего водопровода. Составляющей системы водоснабжения является оборудование летней площадки системами канализационных труб для производственных сточных вод и для туалета. Но если проблему с туалетом решить довольно просто, приобретя переносной биотуалет, для которого не требуется канализационных труб, то без отведения сточных вод никак не обойтись. Следовательно, если летняя площадка расположена на территории, где уже имеется канализация, необходимо к ней подключиться, получив на это соответствующее разрешение органов горводоканала. Если же нет такой возможности — следует оборудовать собственную (местную) канализацию. Все работы по прокладке канализационных труб должны быть проведены во время строительства летней площадки с предварительным включением их в проектную документацию.

Для оформления заключения должностные лица СЭС проводят гигиеническое обследование объекта с применением необходимых исследований. Услуги СЭС являются платными. Заключение должно быть утверждено главным государственным санитарным врачом района, в котором размещается конкретная летняя площадка.

 

 

Разрешение на размещение объекта торговли

 

Разрешение на размещение объекта торговли — обязательное условие осуществления торговли на летней площадке (п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона Украины «О благоустройстве населенных пунктов» от 6 сентября 2005 г. № 2807-IV). Получают такое разрешение в управлении потребительского рынка и агропромышленного комплекса органа местного самоуправления, предварительно обратившись с соответствующим заявлением. Поскольку положение о порядке получения разрешения и размеры сбора за размещение объекта торговли утверждаются местными органами, в каждом конкретном регионе могут быть свои особенности.

Разрешение на размещение стационарных летних площадок, построенных или оборудованных на отведенной земле, выдается как на самостоятельный объект и только после согласования размещения объекта торговли с органами СЭС, Госпожнадзора и Госнадзорохрантруда. Поэтому рекомендуем параллельно с оформлением разрешения на размещение оформлять согласование на размещение. Услуги по согласованию являются платными.

В разрешении на размещение объекта торговли обязательно указывается режим работы летней площадки, который также должен быть согласован с местными органами исполнительной власти.

 

 

Трудовые отношения

 

Поскольку летняя площадка создается на определенный срок — приблизительно с мая по октябрь, — предприятия обычно привлекают дополнительных временных работников (сезонными такие работники быть не могут, ведь работа в ресторанном хозяйстве не входит в Список сезонных работ и сезонных отраслей, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 28 марта 1997 г. № 278).

Оформление трудовых отношений с временными работниками имеет ряд особенностей (ст. 7 Кодекса законов о труде Украины от 10 декабря 1971 г.; далее — КЗоТ), которые отражены в Указе Президиума Верховного Совета СССР «Об условиях труда временных рабочих и служащих» от 24 сентября 1974 г. № 311-IX. Например, испытательный срок для временных работников (принятых сроком до двух месяцев) не устанавливается.

Очень часто для временной работы на летней площадке с физическими лицами заключают гражданско-правовые договора. Разберемся, чем отличается трудовой договор от гражданско-правового.

Заключив с работником гражданско-правовой договор, работодатель начисляет единый социальный взнос в размере 34,7 % вознаграждения по такому договору (ч. 5 ст. 8 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 8 июля 2010 г. № 2464-VI). На первый взгляд, оформление сотрудника на работу по гражданско-правовому договору кажется значительно выгоднее, чем по трудовому, однако это не так, и вот почему.

Во-первых, гражданско-правовой договор может заключаться только для выполнения разовой работы (гл. 61 Гражданского кодекса Украины от 16 января 2003 г. № 435-IV). Например, в штатном расписании не предусмотрен повар, который знает японскую кухню, а такие блюда нужно будет готовить. По трудовому договору работник привлекается для выполнения работ определенной специфики с учетом его умений и навыков или специального образования на длительный срок (глава ІІІ КЗоТ). Если проверяющим территориальных органов Пенсионного фонда удастся доказать, что трудовые договоры на предприятии фактически заменяются гражданско-правовыми, у предприятия возникнут дополнительные расходы по доначислению единого социального взноса. Инспекторы по труду при переквалификации договора будут требовать, чтобы сотруднику были предоставлены все гарантии, которые предоставляются при заключении трудового договора. Кроме того, они могут оштрафовать должностных лиц компании и граждан — субъектов предпринимательской деятельности в соответствии с частью первой статьи 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984 г. № 8073-X (в размере от 15 до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан, то есть 255—850 грн).

Если предприятие заключает гражданско-правовой договор, сотрудник не обязан подчиняться внутреннему трудовому распорядку, для него не устанавливается режим рабочего времени. Поэтому если в гражданско-правовом договоре записано, что сотрудник работает с 9:00 до 18:00, то проверяющие могут расценить этот пункт как элемент трудового договора.

По гражданско-правовому договору обычно предусматривается вознаграждение по итогам выполненной работы, которое должно быть оформлено документально в виде двусторонних актов. Если вознаграждение выплачивается регулярно в виде фиксированных платежей, это также наводит на мысль, что для данного работника действуют нормы трудового договора. А поэтому претензий должностных лиц Госнадзортруда и территориальных госинспекций по труду не избежать.

Какой из договоров заключить с наемным работником — заведение должно решать самостоятельно, но при этом необходимо учитывать все требования трудового или гражданского законодательства.

 

 

Патентование

 

Учитывая то что летняя площадка ресторанного хозяйства относится к производственно-торговой сфере деятельности, для осуществления расчетов с посетителями за наличные денежные средства субъекту хозяйствования необходимо приобрести торговый патент (пп. 14.1.246 ст. 14, пп. 267.1.1 ст. 267 Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 г. № 2755-VI; далее — НКУ). Следует иметь в виду, что патент приобретается на каждый отдельный пункт продажи товаров. При этом под последним, в частности, понимаются открытые летние площадки (пп. 14.1.211 ст. 14 НКУ).

Открытые летние площадки имеют статус отдельного пункта продажи товаров, если они являются самостоятельными объектами. Что касается летней площадки, которая расположена возле стационарного капитального сооружения и эксплуатируется по принципу увеличения посадочных мест, то она не является отдельным пунктом продажи товаров, а поэтому приобретать на нее отдельный торговый патент не нужно.

Напомним, что поскольку плательщики единого налога не являются плательщиками сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, то приобретать торговый патент им не требуется (п. 1 подразд. 8 разд. ХХ НКУ).

 

 

Расчеты

 

Действие Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 6 июля 1995 г. № 265/95-ВР в редакции Закона Украины от 1 июня 2000 г. № 1776-III (далее — Закон № 1776) распространяется на всех субъектов хозяйствования и их хозяйственные единицы, которые осуществляют расчетные операции в наличной и/или безналичной форме.

 

ДЛЯ СПРАВКИ

 

Хозяйственная единица — стационарный либо передвижной объект, в том числе транспортное средство, где реализуются товары или предоставляются услуги и осуществляются расчетные операции.

 

Абзац четвертый раздела 1

Положения о форме и содержании расчетных документов,

утвержденного приказом Государственной налоговой

администрации Украины от 1 декабря 2000 г. № 614

 

Место проведения расчетов — место, где осуществляются расчеты с покупателем за проданные товары (представленные услуги) и хранятся полученные за реализованные товары (предоставленные услуги) наличные средства, а также место получения покупателем предварительно оплаченных товаров (услуг) с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. д.

 

Из статьи 2 Закона Украины

«О применении регистраторов расчетных операций

в сфере торговли, общественного питания и услуг»

от 6 июля 1995 г. № 265/95-ВР

в редакции Закона Украины от 1 июня 2000 г. № 1776-III

 

Летняя площадка, расположенная непосредственно возле здания заведения, или несколько столиков, вынесенных под его стену, — это всего лишь дополнительная торговая площадь для заведения, которая не имеет места проведения расчетов. Соответственно, расчеты с посетителями в таком случае можно проводить через регистраторы расчетных операций (РРО), установленные в помещении заведения.

Если же стационарная летняя площадка является отдельно расположенным объектом, для проведения расчетов необходим РРО. От его применения в соответствии с пунктом 6 статьи 9 Закона № 1776 освобождены только частные предприниматели — плательщики единого налога.

 

 

Алкогольные нюансы

 

В соответствии со статьей 15 Закона Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19 декабря 1995 г. № 481/95-BP (далее — Закон № 481) лицензия на право розничной торговли алкогольными напитками выдается субъекту хозяйствования на каждое место торговли. Следовательно, исходя из абзаца четырнадцатого статьи 1 Закона № 481, заведения ресторанного хозяйства, которые реализуют алкогольные напитки, смогут получить лицензию, если одновременно выполняются следующие условия:

·         продажа алкогольных напитков (в том числе на разлив) производится в одном торговом помещении (здании) по месту его фактического расположения;

·         торговая площадь такого помещения не меньше 20 м2;

·         в месте продажи установлены (независимо от их количества) РРО или находятся книги учета расчетных операций (КУРО), через которые фиксируется выручка от продажи алкогольных напитков.

Если алкогольные напитки продаются в заведении, а потребляются за столиками на летней площадке, то местом торговли будет именно помещение заведения. Соответственно, заведение должно приобрести столько лицензий, сколько в его помещении имеется РРО (КУРО), через которые проводятся расчеты за алкогольные напитки, реализуемые как в самом заведении, так и на летней площадке.

Источник www.hotel-rest.com.ua


<< К списку

Лидеры продаж


Коллекция Alexis
Коллекция Alexis
Стул Ares
Производитель: Вилла Ванилла
Поставщик: Вилла Ванилла
Цена: уточняйте у менеджера
Производитель: Вилла Ванилла
Поставщик: Вилла Ванилла
Цена: 1600 грн
Профессиональный сушильный барабан Т 136
Профессиональный сушильный барабан Т 136
Электронный замок Gaudi proximity
  • Бесконтактная технология
  • Стильный современный дизайн
  • Умеренная стоимость
Производитель: STAHL Германия
Поставщик: ООО "МАЙНАУ" официальное представительство компании STAHL (Германия)
Цена: Уточняйте у поставщика
Производитель: Omnitec (Испания)
Поставщик: ЧП «Омнитек»
Цена: 180 евро

  • 06.01.2012 11:32 III-Й ЕЖЕГОДНЫЙ УКРАИНСКИЙ ГОСТИНИЧНЫЙ ФОРУМ 2012 III-UHF-2012_Image.jpg
    2 февраля 2012 года в конференц-зале гостиницы «Русь» (Киев, ул. Госпитальная, 4) состоится ежегодная конференция для решения операционных вопросов гостиничной отрасли III-Й ЕЖЕГОДНЫЙ УКРАИНСКИЙ ГОСТИНИЧНЫЙ ФОРУМ 2012 «Готовность №1: До и после Евро 2012. Ориентация на гостя: сервис, качество, комфорт. Стратегия развития сильных национальных гостиничных брендов».
  • 04.01.2012 09:27 Киевский «Sofitel» откроют в конце 2014 — 1 квартале 2015 года      
      Компания «Проминвестгруп-1», акционерами которой являются компании «XXI Век» и «Будхаус Групп», намерена открыть 5-звездочный отель «Sofitel» на пересечении улиц Лютеранской и Круглоуниверситетской в Киеве в конце 2014 — январе-марте 2015 года, сообщает ИА «Украинские новости». 
  • 24.12.2011 09:19 Болельщикам Евро-2012 надо позаботиться о местах в отелях Украины заранее   
    Футбольным болельщикам и туристам, которые желают посетить Украину во время проведения Чемпионата Европы по футболу 2012 года, следует уже сейчас позаботиться о бронировании мест для проживания, советует президент Всеукраинской Ассоциации отелей и ресторанов Дмитрий Заруба.

 

Вход

   

Наша страница на Facebook



Опросы

Нужны ли гостиницам "звезды"?